Реклама Google
Статистика сайта


Сценарии детских праздников - Рождество

РЯЖЕНЫЕ. МАСКИ
(музыкально-познавательное шоу)


Цель: воспитывать интерес к искусству древности; узнать происхождение масок, обычаев, связанных с праздниками.
Оборудование: фонограмма, видеоряд, маски, плакаты с текстами песен, костюмы.
Действующие лица: персонажи инсценировки «Святки», персонажи сценки «Козел», персонажи игры «Волк и Ушки», персонажи сказки «Почему у зайцев зимой шубки белые», ведущий, мастер, дети, зрители, скоморох.
Звучит веселая русская музыка. Бабы тащат угощение. Мужики готовятся покушать. Федор и Алена, пошептавшись, исчезают. Угощение подано. Мужики и бабы решили начать угощаться, и вдруг откуда ни возьмись появилась толпа ряженых с мешками в руках. Действие происходит на Рождество.
Ряженые. Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!
На полице есть пирог,
Ты не режь, не ломай!
Лучше весь отдавай!
Кто отдаст пирога,
Тому во двор без скота
Девяносто бы быков,
Полтораста коров.
Они маслом бы цедили,
И сметаной бы доили!
Хор. (Петру и Ксюше – с поклоном).
Здравствуй же, хозяин с хозяюшкой
И со всеми твоими малютками!
Ряженые протягивают мешок, прося угощение.
Петр. Я вам сейчас такой кусок пирога устрою! А ну, ступайте с моего двора: метлой вас оженю!
Ряженые. На двор тебе чертей, на огород тебе червей, а на махоньких твоих ребят – куриную слепоту.
Петр (ряженым). Чего?
Ряженые. Не подашь пирога,
Так и нет живота,
Хоть и есть, так не в честь:
Пусть же дегтем вам коровы вам доят,
И смолою вам цедят!
Петр. Что-о-о?
Петр и Ксюша бегут за ряжеными. Те удирают, но тут же возвращаются и подходят к Ивану и Дуне.
Ряженые. Как Иван-то живет хорошехонько.
У него жена хороша за умнехонька;
Она пиво не пьет,
Вина в рот не берет.
Она по двору пройдет,
Как павынька проплывет…
Хор.          Бай осень, подавай совсем,
Кишку, ножку в верхнюю окошку.
Кишки, лепешки,
Свиные ножки
В печи сидели,
На нас глядели,
В котел хотели.
Жеребенок в печи ходит,
На хвосте пирог носит,
На ушах по лепешке,
На боках свиные ножки!
Иван. Гости дорогие, заходите в избу погреться! Жена, угощай гостей!
Дуня выносит угощение.
Ряженые. Как у дядюшки Ивана
Хороша жена-разумница!
Хороша дочь-раскрасавица!
У тебя ли, сударин Иван,
Свет Панкратьевич.
Не жена, а ясно сол-ныш-ко,
Раскрасавица Дуняшенька,
Дочка умница-разумница,
У тебя казна несчетная
Вороные кони борзые.
Хором. Век тебе, сударь, не стариться,
Ни о чем век не печалиться.
Иван и Дуня угощают детей, кладут гостинцы в мешок. Появляются Петр с Ксюшей. Смотрят на коляду. Ряженые (заметив Петра и Ксюшу) поют.
Коляда, коляда, накануне Рождества.
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай –
Поскорее подавай!
Двоим, троим.
Давно стоим,
Да не выстоим.
Печка-то топится,
Пирожка-то хочется!
Ты подай пирога.
Как подать пирога –
Целый двор живота.
Не подать пирога –
Одна курячья нога!
Петр и Ксюша торопливо подают, но мало. Ряженые исчезают. А с другой стороны появляются другие ряженые.
Другие ряженые.  У скупого мужика
Загорелась борода,
Окуните помело в грязь,
Затушите бороду.
У доброго мужика (жест на Ивана)
Загорелась борода.
Окуните помело в молоко,
Затушите бороду!
Коляда, свят вечер.
У доброго двора
Есть жемчужная гора,
На горной на травинке
По жемчужинке.
Петр (кланяется). С Рождеством вас Христовым, ребята.
Показывает, что все отдал.
Ряженые. Спасибо Петрову дому – пойдем к другому.
Ряженые убегают. Петр и Ксюша переводят дыхание.
Петр (гордо). Не подать на Рождество тем, кто колядует, – грех!
Ксюша. Да! Жалко, что ли? От нас не убудет, если с кем поделимся.
Ведущий. Это был фрагмент из пьески «Святки». Ряженые! Кто они такие? «Ряженые» – от слова «наряжаться». Основной их атрибут – маска. Любовь к маске всенародна. Обычай рядиться был мужской привилегией. Еще в давние времена маски (личины) делали из меха, бересты, кожи, дерева. Объемные маски-головы были одинарными, реже – сдвоенными. Плоские маски закрывали только лицо. На придворные маскарады являлись в фантастических костюмах и личинах, которые придавали празднеству волнующий оттенок тайны и смутной опасности. Ряженые принимали участие в пародийных представлениях.
Мастер по изготовлению масок (показывая маску быка). Маска быка (тура) – одна из самых древних. Была распространена у народов Европы, в том числе у славян. Бык – символ плодородия. Парня, ряженого быком, водили вокруг села, чтобы оно было в благоденствии, с обильным урожаем. Когда дети водили хоровод, то тоже упоминали быка. Существует такая игра-небылица. Дети играли в Ульяну, перечисляя домашних животных, в том числе и быка.
Дети (спрашивают). Ульяна, Ульяна, где ты была?
Ульяна. В новой деревне.
Дети. Что в новой деревне?
Ульяна. Праздник намедни.
Дети. Кто приходил?
Ульяна (перечисляет). Утка в юбке,
Селезень в обутке,
Курочка в сережках,
Петушок в сапожках,
Корова в сарафане,
Бычок в кафтане,
Свинка в рогоже,
Нет ее дороже.
мастер. Небылицей можно назвать это только тогда, когда подразумеваются настоящие животные. Но если деревня была новой, то есть только построилась, люди устраивали карнавал. А указанные в стишке звери – ряженые.
Мастер (о ряженных козлом). Маскарадная «козья комедия» имела глубокие корни в земледельческой религии народов Европы. Против «козлиных лиц» выступала русская церковь. Ряженые в масках и шкурах козла являлись олицетворением благоприятного урожая. Рождественские и масленичные «хождения с козой» сопровождались плясками, заклинательными песнями. У славян при обходе дворов коза вызывала переполох, брыкалась и бодала девушек. А тот, кто водил ее, или хор колядников пели благопожелания хозяину дома:
Где коза ходит,
Там жито родит.
Где коза хвостом,
Там жито кустом,
Где коза ногою,
Там жито копною.
Коза – символ плодородия. Персонаж в маске всегда держал ветку растения, как и Бык, держащий тоже ветку такого растения. Ряженый козлом во главе процессии плясал и пел, восхваляя хозяев. В чудодейственную силу его благословения верили безоговорочно. Вот одна из небылиц-сказок о козле. Он – хозяин положения, его все любят.
Автор. Жил да был козел,
Завсегда развесел.
Он и по воду ходил,
Он и печку топил,
Он и кашу варил –
Деда с бабкою кормил.
Захотелось козлу,
В поле-лес погулять,
Серых зайцев повидать.
Дед.       Не ходи, козел, гулять,
А то станем поминать.
Схватит волк тебя за хвост,
Да и бросит на мост.
Баба.    Схватит он тебя за спинку,
Да и бросит об осинку.
Дед.      Схватит он тебя за рожки,
Да и бросит об дорожку.
Баба.    Схватит он тебя за нос,
Да и бросит об овес.
Дед.      Не ходи, козел, гулять,
Станем тебя величать
Всю родню собирать!
Козленок. Козелка Микитку…
Кошка. Кошку Степанидку…
Курица. Курочку Маланьку…
Теленок. Бычка Романьку…
Лошадь. Кобылку Маринку…
Жеребенок. Жеребка Гаврилку.
Овечка. Овечку Дуняшку…
Баран. Барашка Игнашку…
Свинья. Свинку Аксиньку…
Поросенок. Порося Максимку…
Утка. Утку Анютку…
Гусенок. Гусенка Матюшку…
Индюшка. Индюшку Феклушку…
Петух. Петушка Митюшку.
Дед. Кто у нас старший?!
Баба. Кто у нас больший?!
Все (хором). Слава козлу! Слава!
В центре круга козел с Дедом и Бабой. Они просят не ходить Козла гулять, так как его поджидают везде опасности. Козел упрямится, топает ногами. От слов «Всю родню собирать» каждый называет сам себя. В конце ряженые славят Козла и ведут хоровод.
Мастер (показывая маску кабана). Кабан – символ мощи и плодородия. Он покровительствовал людям, благоприятно влиял на урожай. Поедание свиньи в новогодний вечер – пережиток ритуального жертвоприношения для достижения благополучия. Поэтому и до сих пор сохраняется обычай резать свиней в декабре.
Скоморох. Послушайте загадки.
Хвост крючком,
Рыльце пятачком,
Пуговицы в два ряда.
Ниже плеч голова,
Под плетнем ходит,
Ничего не болит, а стонет.
(Свинья.)
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьет он из корытца.
(Поросенок.)
До того она жирна –
Даже шея не видна.
(Свинья.)

Мастер (о костюме волка). В волчьи шкуры во время праздников наряжались воины. Переодевание в волчьи шкуры или процессии с чучелом волка были приурочены к праздникам осенне-зимнего периода. В праздничных обрядах европейских народов волк и собака фигурировали в качестве духов растительности.
Скоморох. Еще загадка:
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк.)
Дети отгадывают загадку.
Ведущий. Игра «Волк и утки».
По считалке выбираются Волк и Селезень, остальные играющие – пастушки и утки. Пастушки стерегут уток и не подпускают к ним Волка. При этом приговаривают:
Уж ты, волк-волчище,
Большой хвостище,
Ты давно овечий вор,
Не ходи к нам во двор.
Тебя козы забодают
И телята залягают.
Волк расталкивает пастушков, уводит уток и прячет их за куст или дерево. Селезень подходит к Волку и расспрашивает его.
Селезень. Волк, ты видел моих уток?
Волк. А какие они?
Селезень. Серые да белые.
Волк. Видел! Побежали они через мост калиновый, во лесок рябиновый.
А в это время украденные утки начинают жужжать: ж-ж-ж!..
Селезень. Что это у тебя за шум?
Волк. Пчелы.
Селезень. Дай меда.
Волк. Медведь съел.
Утки принимаются блеять: бе-бе-бе!
Селезень. Что это у тебя за шум?
Волк. Овечки стригутся.
Селезень. Дай шерсти.
Волк. Ветер унес.
Утки мычат: му-му-му!
Селезень. Что это у тебя за шум?
Волк. Коровки доятся.
Селезень. Дай молочка!
Волк. Прокисло.
Утки кричат: кря-кря-кря!
Селезень. Слышу, слышу своих уток! Пастушки, выкупайте у Волка своих уток.
Каждый Пастушок за танец или песню выкупает у Волка Утку и отводит ее к Селезню. Так освобождаются все утки.
Мастер (о костюме зайца). По народным поверьям, заяц способен отгонять нечистую силу. В Грузии деревенский мальчик надевал на Рождество заячью маску. Навстречу к нему выходила хозяйка, вырывала у «зайца» три шерстинки и дарила ему яйца.
Скоморох. Загадка:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц.)
Дети отгадывают. Скоморох пляшет и поет.
Чики-чики-чикалочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке
Щелкает орешки.
Иди, зайчик, не проси,
Сам орешков натруси.
Ведущий. А теперь сказка.

Почему зайцы зимой белые шубки носят

Действующие лица: мороз, заяц, автор.
Автор. Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.
Мороз. Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
Заяц. Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь!
Мороз. Нет, одолею!
Заяц. Нет, не одолеешь.
Автор. Спорили они спорили, и надумал Мороз заморозить зайца.
Мороз. Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
Заяц (соглашается). Давай.
Автор. Принялся Мороз морозить зайца. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся.
Заяц (поет). Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит
Солнышко ярко!
Мороз (думает). До чего ж крепкий заяц!
Мороз лютует. Пни трещат.
Автор. Совсем из сил Мороз выбился. Отпустил мороз зайца.
Мороз. Разве, косой, тебя заморозишь – ловок да прыток ты больно!
Автор. И в награду подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
Мастер. А теперь я вам расскажу о масках птиц. Птицы – посланники весны и любви. Они возвещают рождение Спасителя. Люди надевали маски птиц на процессиях и свадебных обрядах, обливали чучело водяной птицы водой, чтобы летом хватало осадков.
Скоморох. Послушайте докучную сказку.
Во борочке журавль да кулик.
На лужочке старушка и старик.
Накосили стожок сенца.
И поставили у крыльца.
Не сказать ли сказку опять с конца?!
Во борочке…
Дети хором повторяют несколько раз.
Ведущий. Жил-был старик.
У старика был колодец,
А в колодце-то елец,
Тут и сказке конец.
Ведущий. Спасибо Мастеру за рассказ о масках. Их много, и обо всех не расскажешь. Мы взяли маски из животного мира. Есть маски, изображающие страшных чудовищ. А теперь – шествие ряженых по сцене.
Ряженые обходят несколько кругов с песнями из фольклора. Останавливаются, поворачиваются лицом к зрителям, представляются. Зрители довольны.
Мастер. Сейчас будет продемонстрирован видеоряд о карнавале. Обратите внимание на маски.
Скоморох (танцует «Русскую плясовую», поет).
Мы о масках говорили,
Песни, сказки не забыли.
Прилетел ко мне скворец:
– Хватит! Празднику конец!

 
Вход в академию