Реклама Google
Статистика сайта


Сценарии детских праздников - Масленница

Цели: сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора; познакомить с древним русским праздником Масленицы; развивать творческое мышление.
Материал для беседы
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины,
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
А. С. Пушкин
Древние славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Волоса.
После принятия христианства на Руси праздник этот сохранился и с XVI в. стал называться Масленицей. Масленица была принята православной церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясопустной» недели, но христианского переосмысления не получила. По своему содержанию обрядовая символика масленичных обычаев связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Масленица в христианстве предшествует Великому посту и справляется за 7 недель до Пасхи – в период с конца февраля до начала марта.
Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал немало весенних работ в поле. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытный год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной. Любили на Руси Масленицу – праздник весёлый, озорной и отчаянный. Прощались с зимой, встречали весну. Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками, сжигали чучело Зимы, ели блины.
Недаром стихия масленичных гуляний оказалась столь близка и Чайковскому, и Римскому-Корсакову, и Островскому («Снегурочка»). Помните, у него: «Конец зиме пропели петухи. Весна-Красна спускается на землю» – «Прощай, Масленица. Сладко кормила, бражкой поила. Прощай, Масленица...».
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник. В масленичную неделю не ели мяса. Последнее воскресенье перед Масленицей носило название «мясного воскресенья». В мясное воскресенье тесть ездил звать зятя «доедать мясо». Всю же неделю называли «честной, широкой, веселой, боярыней Масленицей, госпожой Масленицей.
Как только начинало пригревать солнышко и морозы днём отпускали землю, наступали масленичные праздники. Обряды масленичной недели имели цель помочь солнцу «продвинуться» по кругу, ускорить конец зимы. Отсюда и разнообразные изображения круга и кругового движения: катались вокруг села, даже вокруг нескольких деревушек; на высоких шестах носили горящие, старые колеса – олицетворение солнца, пекли блины, изображавшие солнечные диски. Сытость и довольство масленичной недели должны были, по представлению других земледельцев, способствовать хорошему урожаю. В эту пору и родителей поминали, и молодоженов чествовали. Молодые непременно гостили у родителей жены, отсюда и пошло выражение – «ездить к теще на блины». Катанию с гор придавали особый смысл. Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды–четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Вообще, катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и обниманиями – типичное русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, способствовать холостой молодежи найти себе пару.
Однако самым главным событием, связанным с молодоженами по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.
Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, анекдотов.
Зять на двор – пирог на стол.
Придет зять – где сметаны взять?
У тещи зять – первый гость.
Зять в дом – и иконы вон.
В русских масленичных песнях пелось об изобилии. Например, масла и сыру якобы было заготовлено так много, что ими умасливали гору для катания на санях.
Каждый день на Масленице имеет свое название:
Понедельник – встреча. К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали соломенную куклу – Масленицу.
Вторник – заигрыши. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горках, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Среда – лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьев на блины, а блинами для забавы любимого зятя созывали всех родных.
Четверг – широкий четверток, разгул, перелом. Катались по улицам, выполняли разные обряды, творили кулачные бои. Возили на санях мужика с вином и калачиками. Сходились в назначенное место пить вино и петь песни.
Пятница – тещины вечёрки. В этот день зятья угощали своих тещ и всю родню. Зять обязан был лично с вечера пригласить тещу.
Суббота – золовкины посиделки. Молодая невеста приглашала своих родных к себе. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ребята разделялись пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.
Воскресенье – проводы Масленицы, целовник. Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков. Проводы Масленицы и прощание сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу – «Масленицу» – торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощание завершается поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. По приходу Масленицы пели песню «А мы Масленицу дожидаем».
А мы масленицу дожидаем,
Дожидаем, душе, дожидаем.
Сыр и масло в глаза увядаем,
Увядаем, душе, увядаем,
Ай, как мы Масленицу дожидали,
Дожидали, люли, дожидали.
Сыром горушки укладали,
Укладали, люли, укладали.
Сверху масленицу поливали,
Поливали, люли, поливали…
На Масленицу пели в основном венчальные песни:
Ой, дорога наша, ой-ой-ой – гостья Масленица.
Ой, Авдотьюшка, ой-ой-ой – Изотьевна!
Ой, Дуня белая, ой-ой-ой – румяная,
Коса длинная, ой-ой-ой – триаршинная,
Лента алая, ой-ой-ой – двуполтинная,
Платок беленький, ой-ой-ой – новолюдненький,
Брови черные, ой-ой-ой – наведенные,
Шуба длинная, ой-ой-ой – ластки красные,
Лапти частые, ой-ой-ой – головастые,
Портянки белые, ой-ой-ой – набеленные!
Надо сказать, что песня эта наряду с величанием несет еще и другую смысловую нагрузку. Ведь в песне Масленица предстает перед нами как тоненькая высокая, румяная девушка с длинной косой, в наряде богатом. Масленица, которую в песнях изображали красавицей и модницей, в реальном своем облике, т. е. в виде куклы, была далеко не такой. Для чего же тогда пелось такое величание? Дело в том, что величание одетых таким образом чучел, будь то Масленица, вызывало смех, но смех ритуальный, магический. Этот смех «создавал жизнь, он сопутствовал ее рождению».
Масленица – это своеобразное олицетворение сил природы. Считалось, например, что сожженная Масленица должна воскреснуть в травах и злаках. Чем больше величали Масленицу, тем богаче урожая ждали земледельцы. Целую неделю шло веселье. Но вот наступил последний, прощальный день Масленицы. Поют прощальную песню «Мы думали Маслене семь недель»,
Мы думали Маслене семь недель,
Осталося Маслене один день. У!
Казалось бы, с грустью расстаются люди с Масленицей. Даже в мелодии песни слышны печальные интонации. Но это же подлинная грусть: уходят морозы, метели, студеная пора, и где-то уже совсем рядом новое, теплое время года.
Масленна, Масленка,
Погулена Масленка!
Ой, ладушки-ладу,
Погулена Масленка!
Гостья погостилася,
С зимушкой простилася…
С крыши капели,
Воробьи чирикают,
Они весну кликают,
Ой, ладушки-ладу,
Они весну кликают.
Прощаясь с людьми, Масленица напоминает им о предстоящих трудовых днях, о полевых работах.

 
Вход в академию