Реклама Google
Статистика сайта


Сценарии детских праздников - Кузьминки

Ход праздника.

1-й ведущий.

Что за славный денек,
На бугре солнцепек,
собирайся, народ, у ворот!
Петь, шутить, хороводы водить,
Весну красную веселить!

2-й ведущий.

14 ноября издавна считался на Руси праздничным днем. Его именовали Кузьма-Демьян. А еще в народе этот день называли «Кузьминки».
Кузьминки – мол, об осени поминки.
Кузьминки – встреча зимы... В этот день и молодежь, и дети – все примечали, какой будет погода.
Немало народных примет было связано с этим днем.

1-й ведущий.

Вот, например, если на Кузьму-Демьяна лист останется на дереве, то другой год будет морозным.
Снег на Кузьминки обещает будущей зимой большой разлив. А вы, ребята, знаете еще народные приметы, связанные с этим праздником?

Дети из зала называют народные приметы. Раздаются звуки балалайки. Появляются Фома и Ерема.

Фома и Ерема.     

Здрасте! А вот и мы оба,
Фома да Ерема.

Фома.

Потешки услыхали,
к вам прибежали.

Вместе.

Мы ребята удалые,
мы ребята озорные.

Ерема.

Голосом пляшем,
ногами поем!

Фома.

В общем и в целом –
прекрасно живем.

Ерема.

А ну, Фома, присядем у ворот
да потешим народ!

Фома.

Нынче вам расскажем в лицах
веселые небылицы.

Садятся.

Ерема (толкает Фому).

Начинай!

Фома.

Нет, ты начинай!

Оба.

Вместе начнем, а вы подпевайте.

Фома и Ерема, имитируя игру на балалайке, исполняют «небылицы».

Фома.

Вы послушайте, ребята,
чепуху мы будем петь.

Ерема.

На дубу коза пасется,
в бане парится медведь.

Все.

Здорово, здорово
у ворот Егорова.
А у наших у ворот
все идет наоборот.

Фома.

Рано утром вечерком,
поздно на рассвете,
Баба ехала пешком
в ситцевой карете.

Все.

Здорово, здорово,
у ворот Егорова.
А у наших у ворот
все идет наоборот.

Ерема.

А наш дедушка Иван
посадил кота в карман,
Котик плачет и рыдает.
Громко дедушку ругает.

Фома.

На заборе чепуха
жарила варенье,
Куры съели петуха
в это воскресенье.

Ерема.

Сидит ежик на березе,
новая рубашечка,
На головке сапожок,
на ноге фуражечка.

Фома.

Черти вилами поели
из баранины уху,
Не пора ли нам, ребята,
кончить эту чепуху?!

Фома и Ерема кланяются и убегают со сцены.

1-й ведущий.

Кузьма и Демьян – большие искусники, они покровители всех ремесел: кузнечного дела и женского рукоделия. С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше. Вот так: «Батюшка Кузьма-Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними…»

2-й ведущий.

Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. Что это значит?
В некоторых местах существует по сей день обычай, по которому девушка-невеста считается в день Кузьмы-Демьяна первой хозяйкой всего дома. Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает. Молодежь в эти дни не ограничивалась чаем, за рукоделием девушки пели песни.

На сцену выходят девочки в русских сарафанах с различным рукоделием в руках, рассаживаются по лавкам и начинают петь.

Пряха
В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса.
Русая головка, думы без конца,
Ты о чем мечтаешь, девица-краса?
В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха у окна сидит.

Девочки уходят.

1-й ведущий.

Кузьма и Демьян – праздник кузнецов. В на-роде рассказывают, что святые были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и прозвали их бессребрениками.

2-й ведущий.

В уезде Вологодчины полагали, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, просили только, чтобы хозяева их накормили кашей, поэтому еще их называют «кашечниками».

3-й ведущий.

В курской губернии наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трех куренков и есть их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась.
Трапеза в этих местах всегда сопровождалась молитвой.

1-й ведущий.

Следуя старинным народным традициям, ели в этот день кашу различную и куриную лапшу, мы так и поступим, но сначала рецепты послушаем.

Каждый класс представляет на сцене свою кашу, расхваливает ее.

2-й ведущий.

А какой же праздник без русских удалых частушек?!

На сцену выходят мальчики и девочки, одетые в русские сарафаны и косоворотки, они исполняют частушки. (См. дополнительный материал.)
Вызывают детей из других классов петь частушки.

1-й ведущий.

Праздник продолжается!
Эй, народ, честной да удачливый,
На нашу ярмарку поворачивай!
Все ряды уже позахвачены,
Уйма всякого добра, всякой всячины!
Все идут на ярмарку.

Дополнительный Материал
к проведению праздника «Кузьминки»

Песня-игра «Бояре»

Мальчики и девочки берутся за руки, выстраиваются друг против друга. При озвучивании первой строчки текста шеренга мальчиков шагает навстречу девочкам. Произносится вторая строка – они пятятся назад. Следующий ответный куплет исполняют девочки. Действия те же. В конце каждой строчки – притопывают ногой.

Мальчики.

А бояре, а бояре, а мы к вам пришли.
Молодые, молодые, а мы к вам пришли.

Девочки.

А бояре, а бояре, вы зачем пришли?
Молодые, молодые, вы зачем пришли?

Мальчики.

А бояре, а бояре, за невестою.
Молодые, молодые, за невестою.

Девочки.

А бояре, а бояре, вам которую?
Молодые, молодые, вам которую?

Мальчики.

А бояре, а бояре, нам вот эту!
Молодые, молодые, нам вот эту!

Девочки.

А бояре, а бояре, она дурочка!
Молодые, молодые, она дурочка!

Мальчики.

А бояре, а бояре, а мы выучим!
Молодые, молодые, а мы выучим!

Девочки.

А бояре, а бояре, чем учить будете?
Молодые, молодые, чем учить будете?

Мальчики.

А бояре, а бояре, а мы плеточкой!
Молодые, молодые, а мы плеточкой!

Девочки.

А бояре, а бояре, она будет плакати.
Молодые, молодые, она будет плакати.

Мальчики.

А бояре, а бояре, мы конфеткою.
Молодые, молодые, мы конфеткою.

Девочки.

А бояре, а бояре, ну возьмите же ее.
Молодые, молодые, ну возьмите же ее.

Частушки.

Выхожу и начинаю
я свои частушки.
Затыкайте, дорогие,
свои нежны ушки.
На веселое гулянье
я пришел без ремешка.
Девяносто песен знаю,
еще дома полмешка.
Ехал Ваня на баране,
нова дудочка в кармане.
Ваню бабушка любила,
кашей масленой кормила.
Полотенце вышивала
петухами, утками.
Я миленка поджидала
часами и минутками.
На окошке два цветочка,
голубой да аленький.
Я парнишка боевой,
хоть и ростом маленький.
Я частушек много знаю,
и хороших и плохих.
Хорошо тому послушать,
кто не знает никаких.
Я плясал на три ноги,
потерял я сапоги.
Оглянулся назад:
сапоги мои лежат.
Пойдемте, девочки, домой,
я уж насиделася.
Моего милого нет –
на ваших нагляделася.
Пойдемте, девочки, домой,
пойдемте, ягодиночки.
Дадим хозяевам покой.
Закончим вечериночку.
Мы пропели, что сумели,
Поплясали от души,
Выходи на круг, кто смелый,
Пой погромче и пляши!

 
Вход в академию