Реклама Google
Статистика сайта


Сценарии детских праздников - Фольклорные праздники

Действующие лица:

Ведущий, Иван, Марья, девушки и юноши в русских народных костюмах.

 

Ведущий. В современном календаре православной церкви насчитывается 65 Ивановых дней.  Однако главным и самым почитаемым считается день Иоанна Крестителя, отмечаемый в июне (24 июня).  Хотя память его в течение года чествуется еще пять раз, этот день стоит особо:  это день Рождества Иоанна Крестителя.

О детстве и отрочестве Иоанна ничего не известно.  Но, возможно, Иоанн, недовольный общественной жизнью, удалился в пустыню и жил там уединенно несколько лет, выработав в себе  определенные твердые убеждения и стойкий характер.  Одевался он в рубище, питался жареной саранчой и медом.

Вновь явился он к людям пророком и проповедником. Он предсказал пришествие Мессии – Иисуса Христа. Иоанн проповедовал его будущее учение и крестил Спасителя.

В память об обряде крещения возник обычай купания в Иванов день,  считалось, что в эти светлые и знойные дни лета солнце купалось в реках и озерах и вода приобретала чудодейственные целебные свойства, которые очищали тело от всякой скверны.  И люди с наслаждением плескались в реке или озере, обливали друг друга теплой речной или прудовой водой.

Юноша.  Слово «Купало» означает существо сердитое, гневное, горячее и служит эпитетом солнца.  В давние времена это языческое божество странным образом смешали с христианским праздником, посвященным Иоанну Крестителю.  Русский народ в своем крестьянском календаре создал праздник, соединив имя  святого и обряд купания, отчего и получился день Ивана Купалы.  Он отмечался в день летнего солнцеворота и совпадал с языческим праздником Купалы – днем очищения огнем и водой.

Девушка.  Наступал разгар лета. Солнце набирало наибольшую силу.  И в дни Ивана Купалы особыми обрядами чествовали солнце – древнего Ярилу.  С вечера дня святой Аграфены  Купальницы (23 июня) в ночь под Ивана Купалу девушки и парни водили хороводы, жгли «купальские костры» и прыгали через огонь, очищаясь от  «худых напастей».

Ведущий.   Начавшись торжественным утренним молебном в церкви, праздник в честь Иоанна Предтечи и Крестителя издревле выходил за церковную ограду на улицу и широко разливался за городом или селом по окрестным лугам и лесам, по берегам рек и озер: всюду веселился народ, справлял многочисленные обряды, сложившиеся в ходе этого поистине народного гулянья.

В празднике Ивана Купалы, так же как и во многих других великих христианских торжествах, неразделимо соединялись церковные обряды с игрищами и затеями, которыми издревле сопровождался Иванов день, наполняясь народным духовным творчеством.

Звучит пение, группа юношей и девушек выходит на сцену.

 

Еще что кому до нас,

Когда праздничек у нас!

Завтра праздничек –

Иванов купальничек!

 

Девушка 1. Как у нас в году три праздника:

Первый праздничек – Семик честной,

Другой праздник – Троицын день,

А третий праздник – Купальница.

Юноша. Разожжем костры сегодня купальские, будем прыгать через них: кто выше.  Кто выше прыгнет через костер, у того и колос хлеба уродится выше.

Девушка 1. А еще говорят:

Дядя Иван и людям и нам.

После Ивана не надо жупана.

Купалинка – ночь маленька.

До Ивана, детки, просите дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу. (К детским молитвам Бог был всегда более милостлив.)

Девушка 2. И на  будущий урожай погадать можно:

Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов.

На Иванову ночь звездно – много будет грибов.

На Иванов день цвет, на Ильин-то день – хлеб.

Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустыми.

 

Юноши и девушки делают вид, что брызгают друг на друга водой, при этом поют (или читают по очереди).

Ой, купаленка,

Ночка маленька.

Я не спала,

Золотые ключи брала,

Зарю размыкала,

Росу отпускала.

Роса медовая,

Трава шелковая.

Месяц увидал,

Ни слова не сказал.

Солнце увидало,

Ключи подобрало.

 

А такие песни пелись только в ночь на Ивана Купала.

 

Трех коней Иван ищет,

За лесом свищет.

В ночь Купалу его конь

Поскачет чрез огонь.

Как первый конь –

Колесом грива.

А другой конь –

Во лбу звезда.

А третий конь –

Шелковый хвост.

У воды-моря Купала,

Играл ночью конь у Ивана.

Копытом камень разбивал,

Искрой костер разжигал.

Скачи-ка первым, конь,

Через велик огонь.

За тобой царь и царица,

И красная девица,

И миром, и пиром,

И с добрыми людьми.

 

На сцену выходят юноша и девушка – Иван и Марья.

Марья. А вчера мы с подругами, накануне Аграфены-Купальницы, собрались  на беседу, толочь ячмень для обетной каши. А сегодня после пира пойдем вместе через костры прыгать?

Иван. Конечно, Машенька, вместе пойдем. А еще решили мы с друзьями  на Лысую гору сходить, нечисть всякую посмотреть.

Марья. Ой, Ванюша, страшно-то как!  Вдруг заколдует тебя ведьма какая или порчу напустит?  Не ходил бы!  А батюшка конюшню запер, говорит, нельзя лошадей нонеча ночью пускать – нечисть попортит.  А матушка крапивы по всем окнам наложила, чтобы нечисть в избу не пробралась.  Не ходи, Ванюша!

Иван. Ну ладно, Марьюшка, не пойду.  Отправлюсь-ка я за папоротником, подарок тебе сделать.  Я в книжке одной, «Всякая всячина» называется, читал, что папоротник цветет огненным цветом только в ночь под Иванов день и кто успеет сорвать его и будет так смел, что устоит противу всех призраков, кои будут ему представляться, тот отыщет клад.

 

Иван уходит со сцены.

 

Марья.  А я пойду травы собирать.  Ведь на Ивана  Купалу в них вся целебная сила собирается.

Соберу  череду от золотухи, шалфей от «горловой скорби», зверобой, девясил, мать-и-мачеху, разрыв-траву… Говорят, что перед разрыв-травой падают замки и запоры.  А про тирлич (стародубку) я слыхала в  народе: «Тирлич да жабья костка смиряют гнев властей и сердитых родственников».  Надо  лишь угостить их чудодейственным настоем.  Тирлич, кроме того, приносит богатство и славу, а с зашитым в ладанку корешком ревеньки человек не утонет ни в бурной реке, ни в мутном озере.

Ведущий. Некоторые девушки пускались на заре на поиски своего счастья – любовной травы иван-да-марья.  Название ее связывалось с легендой.  Будто бы встретились Иван да Марья, брат и сестра, разлученные в детстве.  Понравились, полюбились друг другу.   И поженились.  Но тут выяснилось, что они – брат и сестра.  И превратились в наказание за содеянный великий грех в травку с цветами разного цвета на одном стебле: Иван – синенький, а Марья – желтенький.

 

Выходят девушки в русских народных костюмах.  В руках у них охапки различных трав.

Девушки делают вид, что собирают траву, припевают:

 

Кругло, невелико поле,

На нем дивных ягод много.

Спелых и зрелых,

Красных и белых.

Кто ночью идет,

Тот наберет.

А Купала брал тут спелые,

А Иван брал зрелые,

 

Ведущий. Некоторые девушки пускались на заре на поиски своего счастья – любовной травы иван-да-марья.  Название ее связывалось с легендой.  Будто бы встретились Иван да Марья, брат и сестра, разлученные в детстве.  Понравились, полюбились друг другу.   И поженились.  Но тут выяснилось, что они – брат и сестра.  И превратились в наказание за содеянный великий грех в травку с цветами разного цвета на одном стебле: Иван – синенький, а Марья – желтенький.

 

Девушки берутся за руки и водят хоровод, поют.

 

Девки, бабы –

На Купальню!

Ладу-ладу!

На Купальню!

Ой, кто не выйдет

На Купальню,

Ладу-ладу,

На купальню!

Ой, тот будет

Пень-колода,

Ладу-ладу,

Пень-колода!

А кто пойдет

На Купальню,

Ладу-ладу,

На Купальню!

А тот будет

Бел береза!

Ладу-ладу,

Бел береза!

 

Парни и девушки берутся за руки и делают вид, что собираются прыгать через костер.

 

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Диги-дон, диги-дон,

Убегай скорее вон.

 

Ведущий.  В стародавние времена в купальские игрища входили проводы русалок.  Русалки, по древнему верованию славян, – души умерших. Весною, гласит седая старина, оживают они и бродят по земле.  Вода слыла у славян-язычников ближайшим путем-дорогою в подземные недра.  Русалки, живущие в реках и озерах, с наступлением весенних праздников вылезают из воды и виснут по деревьям.  Придет на светлорусский простор Иван Купала – и нет им более места на земле. Уходить пора в свое подводное царство.

 

Девушка 1. Русалочки-земляночки

На дуб лезли,

Кору грызли,

Свалилися, забилися…

 

На сцену выходят Иван и Марья.

Иван. Показали мы вам праздник великий, день Ивана Купалы.  Теперь хотим знать, внимательно ли вы смотрели, слушали.  Ответьте на такие вопросы:

– Какие существовали поверья, связанные с днем Ивана Купалы?

– Какие народные приметы связаны с этим праздником?

– Как крестьяне в день Ивана Купалы определяли будущий урожай?

 

Зрители отвечают.

 

Марья.  Молодцы, внимательно нас слушали,  все запомнили.

Ведущий.  На этом наше путешествие в старину заканчивается.  Мы желаем вам  здоровья и веселых праздников.

 

 
Вход в академию