Реклама Google
Статистика сайта


Сценарии детских праздников - Фольклорные праздники

Девочка. К нам сюда! Собирайся, народ!

Сегодня вас много интересного ждет!

Игры, забавы, чудеса из чудес!

Спешите, радости хватит на всех!

Мальчик. Мы зовем к себе тех,

Кто любит песни, веселье и смех.

Дружно зиму провожай,

Будет летом урожай!

 

Ведущий 1. По традиции наших предков,

Зиму мы проводить должны.

Много добрых и славных праздников

Нам осталось от старины!

Ведущий 2. Много старых и добрых праздников

Нам осталось от старины

Встретить Весну-красну

По традиции мы должны!

 

Под музыку выходит Зима.

Зима. Поклон вам, люди добрые!

С вами я в последний раз.

Только здесь и только сейчас!

Ведущий 1.  Сегодня мы провожаем матушку Зиму. От чистого сердца мы благодарим тебя, Зимушка, за белоснежный покров, за вьюги зимние, за снега глубокие.

Зима. Вместе с Русью живу я в былинах,

И, как ей, мне немало веков,

То я сплю на пуховых перинах,

То кружусь над куделью ветров,

То в степи, то в лесу озорую.

Ни проехать тогда, ни пройти.

Не найти вам Россию вторую,

И вторую меня не найти.

Я сурова, а все меня любят,

Я морозна, а все меня ждут.

И я знала, что добрые люди

Проводить меня с честью придут!

 

Песня «Вот уж зимушка проходит».

Зима. Как же так, придется, братцы,

С вами нынче распрощаться!

С вами я была добра,

Но расстаться нам пора.

Скоро к вам Весна придет,

Снег сойдет, растает лед.

Я сегодня эстафету передам Весне и Лету.

Ненадолго я уйду,

Встреча – в этом же году.  (Уходит.)

Ведущий 1. Вот и простились мы с Зимушкой.

Ведущий 2. Наступил первый весенний месяц – март. Древнерусское название марта – протальник, солнцегрей, водотек, капельник,  грачевник.

Ведущий 1. В марте тепло и холод борются. В народе о марте так говорили:

Март – зиму кончает, весну начинает.

Ведущий 2. В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Март у матери-Зимы шубу купил, да через три дня ее продал.

Ведущий 1. А какие народные праздники отмечали на Руси ранней весной?

Ведущий 2. Об этом нам расскажут наши помощники: Прокоп да Василий.

Ведущий 1. Евдокия да Герасим.

Прокоп. Я – Прокоп, сугробы разрываю, звериные норы обваливаю. 12 марта – мой календарный день. Первое тепло уже приходит к людям, оседают снежные заносы, а почерневшие дороги становятся рыхлыми. На санях ехать трудно, а на телеге еще рано. Поэтому меня так в народе и прозвали – Прокоп-дорогорушитель. Но мой день, 12 марта, все любят. Как не любить – снег тает, весну призывает!

Василий. Меня зовут Василием. 13 марта я принимаю эстафету весны от Прокопа. И полное мое имя – Василий-капельник. Мой день может быть сумрачным да облачным, а прислушаешься – перезвон капели, словно первая весенняя музыка, душу веселит. Не зря говорят – в теплый полдень, на Василия-капельника,  со всех крыш сосульки плачут.

Евдокия. 14 марта – праздник Евдокии или Авдотьи. Он отмечался на Руси весело и торжественно. Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т. е. открывала весну, с ней было связано много примет и обычаев.

Какова Евдокия, таково и лето.

Авдотья красна, и весна красна.

Ясная погода в этот день предвещала хороший урожай пшеницы, ржи и трав.

Посеянная в этот день рассада в горшочках, по народному убеждению, не может пострадать от мороза.

Герасим. Я – Герасим. Мой день – 17 марта. В этот день прилетают первые весенние птицы – грачи. Поэтому меня называют Герасим-грачевник. В мой день русские люди пекли  хлебы в виде грачей, водили хороводы, устраивали игры, центром которых была каша  из разных круп.

Уходят. Выходят 2 девочки и 2 мальчика.

1-я девочка. Грачиную кашу сварили?

1-й мальчик. Сварили!  (Выносят чугунки с кашей.)

2-я девочка. Как на костре поднялась?

2-й мальчик. На огонь перелилась!

1-я девочка. То хорошо – к счастью, значит!

2-я девочка. А из чего кашу варили?

1-й мальчик. Гречка – для грачей,

2-й мальчик. Пшено – для журавлей.

2 мальчика (вместе). Да других круп подмешали

Для хорошего урожая!

1-я девочка (пробуя кашу). Хороша каша, навариста!

И людям в радость,

И птицам в сладость.  (Уходят.)

Ведущий 1. Главная примета того, что весна наступила такая, – дни-то длиннее и длиннее становятся. А 22 марта – главная встреча весны, день весеннего солнцестояния.

Ведущий 2. Да, верно… Ведь 22 марта сутки делятся ровно пополам: двенадцать часов дню положено, а двенадцать – на ночь отведено. День равен ночи, поэтому он так и называется...

Вместе. День весеннего равноденствия!

 

Ведущий 1. В этот день закликали весну. Считалось, что если ее позвать, покликать, то она,  услышав, скорее придет.

Ой, Весна моя, ты Весняночка!

Из-за темных лесов, из-за синих морей

Приходи!

Ведущий 2. Приди, Весна, приди, красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Давайте все вместе покличем Весну.

Вместе. Весна! Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С превеликой милостью! (Все повторяют.)

 

Под музыку выходит Весна.

Весна. Здравствуйте, люди добрые!

Я к вам опять пришла,

Вьюги и метели прочь я прогнала,

И луга, и лес, и поле пробудила ото сна!

 

Ведущий 1. Хоровод заведем, дружно все запоем,

Станем хором ходить да Весну веселить!

 

Хоровод «Кострома»

 

Ведущий 1. Весна, а что это у тебя за коромысло?

Весна. Коромысло непростое. Видите, на нем два волшебных ведерка. В одном, темном (показывает), темная ночь живет. В другом, светлом, – ясный день.

Ведущий 2. Ой, как интересно! И какое же ведро легче, а какое тяжелее?

Весна. Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня – день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро все тяжелее становиться будет, потому что день расти начнет.

Ведущий 1. Кто же тебе помогает, Весна-красна?

Весна. Кто же, как не само ясное солнышко! Трудится оно без устали, греет землю нашу озябшую.

Ведущий 2. Хочешь, мы с ребятами тебе поможем?

Весна. Конечно, хочу! А как это сделать?

Ведущий 1. Надо обратиться к солнцу с просьбами и низкими поклонами. Кто поможет солнцу, ребята?

Чтецы. Солнышко, солнышко, красное ведрышко!

Высоко взойди, далеко посвети.

На темные лесочки, на сырые борочки,

На речку, на поля, на синие моря. (Кланяется.)

 

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее! (Кланяется.)

 

Ведущий 2. А еще солнцу пели звонкие песни.

 

Песня «Выйди, солнышко».

Весна. Чтобы скорее прогнать стужу, люди лепили из глины зверушек и выставляли их за окошко – задабривали мороз. Но чаще всего из глины лепили звонкого певца – петушка. Считалось, что весной петушок – самый главный из всех домашних животных. Утром песню запоет – значит, солнышко взошло. И всеми петушок воспринимался как символ солнца, света, как солнечный лучик. Помните, ребята, знаменитую сказку «Лиса и заяц»?

 

Инсценируется фрагмент сказки.

Петух (горделиво). О чем, Заяц, плачешь, о чем слезу льешь?

Заяц. Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же из моего домика и выгнала!

Петух. Ишь, какая! А ну, пойдем со мной, сейчас я ей покажу, кто в твоем дому хозяин! Я тебе помогу!

Заяц. Нет, нет, не выгонишь ты ее. Ее сильный медведь гнал – не выгнал, злые собаки гнали – не выгнали. Где тебе, Петушок!

Петух. А я выгоню. А ну пойдем!

Уходят.

 

Ведущий 1. Ай да Петушок, ай да молодец! Ребята, поможет он Зайцу отвоевать избушку? Помните, как кончается эта сказка?

Ведущий 2. Конечно, помнят. Как закричал Петух свое «ку-ка-ре-ку!», как ногами затопал! Лиса  испугалась и убежала.

 

Весна. А вы поняли, почему победителем оказался не сильный медведь, не злые собаки, а  слабый петушок?  (Ответы детей.)

 

Ведущий 2. Конечно, ты нам все понятно объяснила. Потому что петух – посланник солнца на земле, а солнышко – символ добра, света, жизни.

Ведущий 1. Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится длиннее.

Ведущий 2. А еще об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой.

Ведущий 1. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», – говорили люди. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц.

Ведущий 2. Вспомнить птиц – вестников весны – вам помогут загадки нашей прекрасной гостьи.

Весна. Сбирались птицы, сбирались певчие стадами, стадами,

Садились птицы, садились певчие рядами, рядами.

А ну, угадайте, что это за птицы были?

 

Черный, проворный      Спереди у птички шильце,    Села птичка на суку,

Кричит «крак!»,              Позади у птички вильце,       Прокричала: ку-ку-ку.

Червякам враг. (Грач.) Сама птичка мала,                                           (Кукушка.)

А за морем была. (Ласточка.)

Ведущий 1. Специально для перелетных птиц люди сочиняли весенние песенки-заклички.

Учитель. Все ребята делятся на 4 группы. Каждая группа исполняет песню своим птицам – куликам, жаворонкам, зябликам, журавлям. А вместе поют общий припев (помогает шумовой оркестр – свистульки, погремушки, колокольчики, трещетки).

 

Заклички:

1. Кулик из-за моря, лети, лети на волю!

Припев: Неси, неси на волю весну, весну в подоле!

2. Ты, птица – жаворонок, твой голос тонок, звонок...

3. Ты, зяблик – свистелка, лесная свиристелка…

4. Журавль – длинношейка, курлычь хорошенько…

 

Чтецы:

1. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом (показывает на пластилине). Из комочка теста лепили голову, а тесто на противоположном крае подрезывали полосками (хвост), сверху прикрепляли две полоски теста (крылья). Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром. На голове делали хохолок. Иногда на спину «жаворонка» сажали его детенышей, вылепленных из того же теста. Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и кричали, закликая жаворонков и весну:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите,

Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!

В этот праздник гадали. Когда пекли птичек, в одну из них запекали монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Найденную монетку хранили за иконой или носили с собой на счастье. В некоторых деревнях сельские ребятишки выбегали рано утром босые на двор и старались перебросить через кровлю 40 щепочек, а девочки завязывали на тесемке 40 узелков.

Давайте и мы с вами поиграем.

Игра «Попади в ведерко».

Выходят 4 детей, им дают по 10 «щепочек» (брусков). Их нужно забросить в ведерко, стоящее на возвышении.

Загадки-соображалки. Игра на инструментах (отгадай инструмент).

Частушки.

Ведущий 1. А теперь! Раз, два, три, четыре, пять!

Будем мы сейчас играть!

Игра «Ручеек»

Разлился ручеек – золотой рожок – ух!

Разлился водой холодной, снеговой – ух!

Разлился водой, прохладной, ключевой – ух!

По мхам, по болотам, по лесным колодам – ух! (Перепрыгивают через веревку на слово «Ух».)

Ведущий 2. Мы традиций не будем забывать,

Будем мы тянуть канат,

Все вы дружно становитесь –

И тяните, не ленитесь. (Перетягивание каната.)

 

Ведущий 1. В хоровод все становитесь и с Весною веселитесь!

Хоровод «А я по лугу».

Ведущий 2. Пришла Весна! Пришла красна!

Ведущий 1. С радостью, с радостью, с превеликой к нам милостью!

Весна. Люди добрые! Дети милые!

На здоровье, на радость, на урожай богатый, да на хлеб  насущный!

Любите друг друга! Будьте миром богаты! До свиданья, друзья!

Ступайте с Весной в весну! До новых встреч!

 
Вход в академию