Реклама Google
Статистика сайта


Сценарии детских праздников - Фольклорные праздники

Действующие лица:

Ведущий – педагог

Домовенок Кузя

Дети – жители Города Игр, скоморохи.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья,  в прошлый раз мы с вами попали в Пригород считалок, затем отправились путешествовать дальше.  Ребята, кто помнит, куда открывают нам путь считалки?

(Зрители отвечают.)

Ведущий. Правильно, многие игры начинаются с произнесения считалок. А вот и наш главный путешественник  – Кузя.

 

На сцену выходит домовенок Кузя.

 

Кузя (старательно повторяет про себя).

Шел коток по лавочке,

Всем давал булавочки:

Кому две, кому три –

Выходи на букву «и»!

 

Ведущий. Кузя, что с тобой такое? Ты даже не поздоровался с нашими гостями, когда вошел, чем ты так занят?

Кузя. Ох, простите!  Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые!  Я так старался как можно лучше подготовиться к путешествию в Город Игр, выучил так много считалок! Теперь я готов играть.

Ведущий. Ну что же, тогда отправляемся.  Ребята, а вы готовы?  Сумеете посчитаться ?

Кузя. А давайте соберем команду из самых подготовленных.  Ребята, расскажите, кто какие новые считалки выучил?

 

(Дети читают считалки. Из прочитавших формируется команда.)

 

Ведущий. Вы себе представляете, как мы жили бы без игр?  Я лично не представляю.  Все-все взрослые когда-то были детьми, а значит – играли.  И важный генерал, и школьный учитель, и врач, и сам Президент – все они играли в прятки, жмурки, догонялки, в куклы, в дочки-матери, в казаки-разбойники…  я вам по секрету скажу: они хныкали, когда ребята постарше их в игру не принимали, а иногда и жульничали!  Между прочим, дети вырастают и все равно продолжают играть, только игры у них другие: шахматы, лотереи, «дурачок»…

Да и у детей игры меняются.  Сейчас у многих дома есть компьютеры, игровые приставки. У современных девочек и мальчиков игры не такие, какие были сто лет назад.  (Обращаясь к детям.) Расскажите, в какие игры вы любите играть?

 

Дети рассказывают про свои любимые игры.

 

Кузя. А я тоже научился в компьютер играть.  Целыми днями сижу и стреляю, стреляю, стреляю…

Ведущий (успокаивая увлекшегося домовенка). Ты считаешь, что это хорошо – целый день сидеть за компьютером? Это очень вредит твоему здоровью, ты мало двигаешься, напрягаешь глаза, мало бываешь на свежем воздухе.

В это время раздается смех, на сцену выбегают дети.

1-й мальчик. Смотрите, кто к нам пришел!  Это же дети, и они будут с нами играть!

Ведущий. Конечно, вы будете играть.  Но вначале покажите, что интересного есть в вашем городе, какие достопримечательности.

2-й мальчик (преувеличенно серьезно, изображая взрослого гида). А теперь попрошу пройти всех в музей игр.  Посмотрите внимательно. Перед вами игры, в  которые играли еще ваши прапрадедушки и прапрабабушки. Давайте мысленно перенесемся с вами в позапрошлое столетие…

 

Дети играют в игру «Горелки». Предварительно ведущий-педагог объясняет детям правила игры.

Играющие образуют пары и становятся вереницей.  Впереди на два шага «горящий» – тот, кто водит.  Ему запрещено оглядываться назад.  Играющие поют – выкрикивают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле –

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо –

Звезды горят,

Журавли кричат –

Гу, гу, гу, убегу.

Раз, два, три, не воронь,

Беги, как огонь.

«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем задняя пара разъединяется и бежит – один по одну сторону вереницы пар, а другой – по другую, стараясь соединиться снова впереди «горящего».  Если это паре удается, то «горящий»  продолжает водить, если нет и «горящий» ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары водит – становится «горящим».  Новая пара занимает место непосредственно за новым «горящим» – и игра продолжается. (Игра проходит под музыку.)

Игра заканчивается. И в это время в зале раздается дружное жужжание.

 

Кузя. Ой, целый рой пчел на нас летит!  Спасайся,  кто может! (Пытается убежать со сцены.)

3-й мальчик. Да не бойся, это игра такая, «Пчелы» называется. (Обращаясь к зрителям.) Кто с нами хочет поиграть?

 

На сцену выходят желающие. Педагог объясняет правила игры. Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчел.  Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчелки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечет,

Аль вас солнышко печет?

Летите за горы высокие,

За леса зеленые –

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в круг, а Сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им.  Как только одной из Пчел удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются.  Пчелы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

Игра заканчивается.

 

Кузя. Ох, и набегался я, ох, и уморился! Отдохнуть бы.

 

Впереди играющих выбегают девочки.

 

1-я девочка. А про девчоночьи игры забыли? Нас не позвали?  А ну-ка, девчонки, покажем класс!  Поиграем в волосянку.

 

Проводится игра «Волосянка».  Играющие девочки садятся плотно друг к другу в кружок и поют:

Станемте ли, девушки,

Волосяночку тянуть,

А кто не дотянет,

Того за-а-а волосы.

Звук «а» тянется всеми на одном дыхании; кто раньше всех передохнет, подвергается заранее условленному наказанию, например поет или танцует,  или читает стихотворение и т.д. по желанию зрителей.

Кузя. А есть ли игры, где головой надо работать?

2-я девочка. Давайте сыграем еще в одну игру.  Вы сейчас услышите небылицы, постараетесь ответить на вопрос: какой главный принцип построения или создания произведения этого жанра?

Сказывать небылицы мастера

У нас Ерема и Фома.

 

Звучит веселая музыка. На сцену выбегают два скомороха.

 

Фома. Здравствуйте, честной народ!

Ерема. Мы пришли к вам оба –

Вместе. Фома и Ерема!

Фома. Людей посмотреть,

Ерема. Себя показать

Вместе. Да небылицы вам рассказать!

 

(Читают по очереди.)

 

Старину скажу да старопрежнюю,

Старопрежнюю да стародавнюю.

Старика свяжу да со старухою.

Я скажу, скажу да побывальщинку,

Побывальщинку да небывальщинку.

По синю морю да жернова несе,

А по чисту полю да все корабль бежит,

По поднебесью да все медведь летит,

На ели корова да белку злаяла,

Белку лаяла да ноги ширила.

В осеку свинья да все гнездо свила,

Все гнездо свила да детей вывела…

Кузя. Смешно, но очень непонятно, все наоборот.

Ведущий. Правильно, Кузя, в основу небылицы положена абсурдная комическая игра в невозможное.  Главная цель игры – рассмешить.  При этом комическое, или смешное, состоит, как правило, в том, что обыденным предметам, животным, людям приписывается что-то совершенно неподходящее. Нелепое: медведь летит по небу. Свинья гнездо вьет, безголосый кричит, безногий бежит и так далее.

Кузя. Ребята, а вы сможете сочинить небылицу?  Давайте пофантазируем!

 

(Зрители сочиняют небылицы. Затем читают их всем.)

 

Ведущий. Молодцы, ребята, хорошо ваши головки работают, и фантазировать умеете.

Кузя. Здорово! Весело тут у вас, в Городе Игр!  Всю жизнь бы тут прожил.

Ведущий. Нет, Кузя, прожить тут всю жизнь невозможно.  Ведь все дети становятся взрослыми.  Но игра – вещь очень важная в жизни человека.  Игра учит человека многому,  ребята. Подскажите, пожалуйста, чему учит нас игра? (Дети отвечают.) Правильно, играя, человек развивается физически и умственно. А еще он учится быть честным, смелым, общительным. Сегодня вы увидели, как мудро были придуманы игры нашими предками.  Ребята, понравились вам эти игры, возьмем их в наше время? (Дети отвечают.)

 

Приложение

По желанию педагога и детей можно подобрать другие игры.

Ручеек.

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья («ручей» может быть обозначен линиями на полу). Все поют:

Разливался родник ключевой,

Белый, снеговой:

По чистым полям,

По синим морям,

По мхам, по болотам,

По зеленым колодам.

Царь едет жениться,

Царевна велит воротиться:

Сама к тебе буду,

Летом – в карете,

Зимою в возочке,

Весной – в челночке!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды.  Но при этом каждый мешает своему соседу.  Тот, кто коснулся воды, из игры выбывает.

 

Игра в медведя.

Рисуют два круга, один круг – «лес» (на середину его кладут ягоды и грибы, можно муляжи), другой – «деревня».  Один из участников игры, изображающий медведя, садится в «лесу».  Остальные идут из  «деревни» в «лес» по ягоды и грибы, у ребят в руках корзинка.  Все поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды я рву.

А медведь не спит,

Все на нас глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит.

 

Ребята ходят вокруг «леса»  и дразнят Медведя:

 

Уж мы ягоды берем,

А медведю не даем.

Идем в лес с дубинкой –

Бить медведя в спинку!

Передавая друг другу корзинку, они пытаются забежать в «лес» и бросить в корзину ягоды и грибы. Кого медведь в «лесу» поймает, тот выбывает из игры.  Когда все же кому-то удастся забежать в «лес» и бросить в корзину ягоды и грибы, всем нужно бежать в «деревню», а Медведю догонять.  Если Медведь догонит ребят и отберет корзинку, то забирает ягоды и грибы себе.  А если ребята сумеют убежать от Медведя в «деревню», то выбирается новый Медведь и игра продолжается.

 

Небылицы.

Послушайте, ребята,

Нескладушку буду петь:

Летит бык на ераплане,

Мужик пашет на свинье,

Сидит ворона на огороде,

Сини ягоды клюет,

Лежит корова на канале,

Опоясавши конем.

 

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота:

«Караул, деревня,

Мужики горят!

Бабы сарафаном

Заливать хотят».

 

У нас лошади в калошах,

А коровы в сапогах.

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях.

 
Вход в академию