Реклама Google
Статистика сайта


Сценарии детских праздников - Фольклорные праздники

Ведущий. Народный фольклор всегда был бесценной кладовой народного творчества. В человеке изначально заложена потребность творить. Наши предки вложили в свои произведения все свои самые задушевные помыслы, всю душу. На протяжении долгого времени фольклорные произведения являются источником вдохновения для многих великих музыкантов, художников, композиторов. Сегодня мы с вами поговорим о народных обрядах.

Произведения устно-поэтического творчества, связанные с временами года, в фольклорной традиции принято называть календарными, так как они отражают деление года на две части, обусловленные зимним и летним поворотами  Солнца. Издревле эти периоды знаменовались проведением игрищ.

Чтец 1. Истоки зарождения игрищ теряются в глубине тысячелетий. Подобные празднества известны западным славянам, были распространены в эллинистических странах.  Историки отмечают, что сходные забавы были в 5 веке при Константинопольском дворе, в Саксонии, Скандинавии, Норвегии, Северной Германии, Англии, Шотландии. У народов, населявших Север, в древности существовали игрища, а подблюдные гадания славян совершенно такие же, как у гречанок, которые в июне, собравшись в одно место, клали свои кольца, серьги, перстни, монеты в сосуд с водой и при пении гадательных песен вынимали их. Чья вещь вынется при какой песне, тому то и сбудется.

Многовековая незыблемость традиций донесла игрища как замечательное явление народной жизни до наших дней.

Чтец 2. Зимние праздники называют игрища, а песни и игры, исполняемые в это время, – игрищенскими.

За летними праздниками закрепилось название круга. Период Троицы и Семика называют иногда зелеными Святками, что подчеркивает их сходство с зимними Святками. Игрища и круга имеют много общего в составе и порядке проведения, но есть у них и различия.

Различными были обрядовые действия, обусловленные временем года, разграничивался репертуар песен, хотя некоторые песни игрались и летом, и зимой. Различия диктовались также сценическим пространством: если в кругах преобладали хороводы, требующие большого пространства (круг, жгут, плетень, змейка, улочка), то на игрищах форму хоровода диктовало ограниченное пространство избы. И хореография была более скупой, чем в летних вариантах, и манера пения отличалась большей сдержанностью.

Ведущий. Общим для игрищ и кругов было то, что песню в них играли. То есть исполнение песни сливалось с драматическим представлением.

В тематике игрищенских и круговых песен сохранились их генетические связи с древнейшими песнями. В обрядах как бы повторялись события эпохи первотворения. Поэтому в песнях отражается символика Солнца, света, порождения мира, пророческой силы плодородия. Главной являлась также тема любви и брака.

 

Девушка исполняет любовную песню.

 

Выйду ль я на реченьку,

Посмотрю на быструю:

Не увижу ль я милого,

Сердечного своего.

Как сказали про милого,

Будто не жив, не здоров,

Будто не жив, не здоров,

Будто без вести пропал.

А как нынче мой милой

Вдоль по улице прошел,

Вдоль по улице прошел,

Громко-звонко просвистел,

На окошечко смотрел.

 

Чтец 1. В календарных песнях и играх нашел широкое отражение растительный и животный мир, они – реликты заклинательной поэзии, отражение веры человека в магическую силу слова. Изображая весь процесс производства льна, мака, капусты, играющие как бы приближали будущий урожай, усиливали плодородие земли.

Исполняется песня-веснянка.

 

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

 

Ведущий. Роль календарных праздников в народной жизни трудно переоценить. Незыблемость традиционных обрядов, точность их исполнения были предназначены для того, чтобы поддерживать установленный порядок в природе и обществе. Необходимо было сохранить духовные ценности общества и передать их последующим поколениям. Это была школа, где приобретался моральный опыт, усваивались правила взаимоотношений между людьми.

Чтец 1. Игрища начинались 25 декабря и продолжались до 6 января по старому стилю (с 7 по 18 января по новому стилю). Содержание игрищ было разнообразным и сложным, они включали игровые песни, гадания, ряженье. Игрища делились на два периода: Рождественская неделя, ее называли также игрищенской. Второй период открывал Васильев вечер в ночь на 1 января. После него шли так называемые страшные вечера, их называли также чудными.

На Рождественской неделе ходили славить Христа, а в некоторых деревнях кликали коляду. При кликании коляды пели песню:

 

Исполняются колядки.

 

Пришла коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

А дай Бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа, рожь ужиниста,

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и богатством!

 

Чтец 2. Этот же обычай называли славленьем. Славельщики заходили в дом и пели песню, прославляющую Христа, а иногда просто приговаривали: «Славите, славите, сами про то знаете. Вам на потеши, нам на орешки».

Хозяева давали деньги или угощение. Если хозяева отказывали в угощении, славельщики могли сыграть с ними злую шутку: сводили со двора скотину, а то и умудрялись завести ее на крышу надворных построек.

Чтец 1. В страшные вечера, соблюдая древние традиции, рядились. Ряжение, как правило, было страшным: на лицо натягивали страшную маску, иногда закрывали лицо берестой, надевали рваную или вывернутую наизнанку одежду. Брали в руки дубины, палки. Ряженые совершали свой обход деревни, противоположный обходу славельщиков. Их шутки и розыгрыши зачастую были весьма жестокими. Они могли приморозить дверь в избу. Бывало и так, что утром хозяева обнаруживали рассыпанной поленницу, разбросанный хозяйственный инвентарь или скарб. Но на шутки ряженых обижаться не полагалось.

Чтец 2. Страшные вечера заканчивались обрядом водокрещения. Шестого января (18-го по новому стилю) ходили на льдинку в самых нарядных одеждах, умывались водой из проруби. Священники крестили воду. В тот же день ставили углем или мелом кресты на дверях, окнах в избе, в хлевах, чтобы уберечься от нечистой смлы.

Обязательной составной частью игрищ были драматизированные игры, многие из которых сопровождались ряженьем. В этих играх преобладает диалог, движение, последовательно развивающееся действие. Некоторые драматизированные игры сопровождались песнями или приговорками.

Чтец 1. Например:  я лежу с краю,

Пирожки доедаю;

Ты в середке –

В золотой коробке;

А ты у стены –

В гостях у весны.

Я лежу с краюшку –

В золотом раюшку.

Ты спишь в середках –

В зеленых березках.

А он спит у стенки –

Ест с варенья пенки.

 

Ведущий. С Васильева дня начинались гадания. Этимология слов «гадать», «гадание» неясна. Известный фольклорист 19 века И. Снегирев высказывал предположение, что слово гадание связано с древнееврейским именем богини счастья Гада. Гадание есть служение Гаде. Есть и другая точка зрения, связывающая слово гадать с родственным или созвучным гад, т. е. предсказатель, прорицатель. Однако нельзя не обратить внимания на народное  произношение слов годать, годание, что приводит к мысли о связи их со словом год, которое в некоторых славянских языках имело значение «Рождество».

Гадания основаны на   вере в сверхъестественную силу, а само гадание связано с реальными предметами. Так, кольцо является символом супружества и предметом оберега, яйцо символизирует жизнь, начало жизни; хлеб, колос – счастье, благополучие. Наиболее ясно значение фольклорной символики проявляется в одном из способов гаданий на Святках – подблюдных песнях.  Вот пример такой песни.

 

Девушка. Жемчужина окатная, слава!

До чего тебе докатитися?

Пора тебе вон выкатываться,

Князьям и боярам на шапочку.

 

Ведущий. Подблюдная песня об окатной, круглой, ровной, крупной, то есть особенно ценной, жемчужине обещала свадьбу.  «Князья» и «бояре» – родные невесты и жениха. Невеста сравнивается с драгоценностью: она – украшение рода-племени и обрести ее почетно.  Пока же девушка – перекатная жемчужина.

 

Девушка. Катилося зерно по бархату, слава!

Прокатилося зерно ко яхонту,

Крупен жемчуг со яхонтом,

Хорош жених с невестою.

 

Ведущий. С удачей, угадыванием связаны и многие игры. Значительная часть из них заключается в угадывании места, где спрятан какой-либо предмет. Но не поиск его был главной задачей, а выбор жениха и невесты. Именно поэтому обязательными были поцелуи в конце песни или игры. Человека, не выполнившего правил святочных игр, могли отвергнуть как нарушителя общественной морали. Но этого практически не случалось, так как святочные игрища были притягательными и желанными для молодежи.

Чтец 1. Летние праздники,  связанные с поворотом Солнца, начинались в Троицу, через пятьдесят дней после пасхи, и назывались Круга. В Троицкую неделю кругом играли; о круга играли; круга водили. Зарождение круговых игр, хороводов восходит к глубокой древности. Когда-то они были частью разветвленных мифических представлений человека, верящего во всемогущество природы.

Чтец 2. Главным символом Троицы была березка. Вокруг нее водили хоровод и прославляли ее песнями.

 

Исполняется хороводная песня.

 

Пошли девушки в лес гулять,

Пошли красные березку завивать.

Вью-вью, ай-лелю,

Березыньку позавью.

Завивайся, березка, ладненькая,

Завивайся, зеленая, кудрявенькая.

Вью-вью, ай-лелю,

Березыньку позавью.

Мы к тебе покумиться пришли,

Мы тебе пирогов принесли.

Вью-вью, ай-лелю,

Березыньку позавью.

 

А у дуба – священного дерева славян – просили прощения за то, что оставляют его на время кругов:

Девушка. Ты не радуйся, зелен дуб,

Не к тебе мы идем гулять,

Зелены венки завивать.

Мы идем, идем к березе,

Которая поближе к дороге.

Осина болото красила,

Береза девочек просила:

Ходите, девочки, вы гулять,

Зелены венки завивать.

 

Ведущий. Особая роль Троицы и Семика в аграрном календаре русского крестьянина связана с тем, что именно от этого периода зависел будущий урожай. Поэтому природу заклинали, пытались также,  как и в Святки, воздействовать на нее всеми доступными человеку способами. О былом магическом значении напоминает, например, обычай есть ритуальную пищу – так называемые смятки,  приготовленные из смеси яиц с молоком.

Чтец 1. Собирались девки и парни в чьем-либо доме. Смятки запивали брагой, но не напивались допьяна, что считалось позорным. Собиравшиеся пели песни, шутили, смеялись. Потом молодежь перебиралась на смятки в другой дом. Тем самым люди пытались не только воздействовать на природу, но и взять от нее живительную силу возрождения.

Ведущий. Основной темой кругов, как и зимних игрищ, была тема любви и супружеского выбора. Древние представления о браке неба и земли наложили отпечаток на весь весенне-летний цикл народных праздников. Они сохранили колорит предсвадебных смотрин, символику первого брачного периода.

Троицкие празднества отличались пышностью. На эти дни из сундуков извлекались праздничные наряды. А за весь период кругов девушки должны были трижды обновлять платье. Парни старались показать себя не хуже девушек. Появиться на празднике в старой или грязной одежде было позором и, более того, могло нарушить магическое действие всего праздника.

Чтец 1. Разыгрывание круговых песен перемежалось с другими играми, многие из которых тематически близки к круговым песням, а их исполнение осуществляется в форме круга.

Круга, как и игрища,  в сжатой форме показывают всю жизнь человека – от рождения до смерти. Разыгрывая песни о жизни в будущей новой семье, девушки как бы примеряли на себя опыт всех предыдущих поколений людей.

 

Зрителям предлагается разыграть семейную песню.

 

Возле садику млада хожу,

Возле зелена млада гуляю,

Соловьиных песен слушаю;

Хорошо в саду соловей поет,

Он поет, поет припеваючи,

К моему горю применяючи,

К моему житью бессчастному.

Не пеняю я, молоденька,

Ни на батюшку, ни на матушку,

Ни на братца, ясного сокола,

Ни на сестрицу, лебедь белую;

Что пеняю я, младешенька,

На свою ли участь горькую,

На свои ли очи ясные.

Ах вы, очи, очи ясные!

Вы глядели, да огляделися;

Вы смотрели, да осмотрелися;

Не по мысли вы друга выбрали,

Не по моему по обычаю.

Ведущий. Особое значение отводилось произведениям детского фольклора.  Дети всегда были рядом со взрослыми во всех их крестьянских заботах, помогали, чем могли. Известен и в наше время такой жанр детского фольклора как заклички.

 

Во время жаркой, сухой погоды дети закликают дождь или просят его у тучи, грома, радуги:

 

Тучи, тучи,

Набегайте в кучу!

Солнышко заволоките.

Дождем землю промочите!

 

Гром, гром,

Не бей в наш дом.

А бей в колоду –

В холодную воду!

 

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя с небесной кручи.

 

Дождик, дождик, посильней,

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки –

На кругленьком лужочке!

 

Дождик, дождик, припусти,

Чтобы житу подрасти,

Травке напиться,

Цветам раскрыться.

 

А когда дождь не нужен и может только навредить хозяйству, просили солнышко и радугу:

 

Радуга-дуга.

Отворяй ворота –

Ключиком, замочком.

Шелковым платочком!

 

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко под оконышко!

 

Радуга-дуга,

Перекинься на луга –

Коромыслом-колесом,

Золотым мостом!

В ненастную, пасмурную погоду зовут солнышко:

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек!

 

Солнышко, солнышко,

Золотое зернышко!

Выгляни из-за горы,

Выгляни до вешней поры!

Мы тебя ждали,

В поле жито жали,

Во снопочки вязали!

 

Но вот кончается лето, холодает.  Наступает пора осенних дождей и холодных туманов.  А там недолго ждать и первых морозов.

 

Туман, туман,

Не стелись по лугам,

А стелись по болотам,

По крутым наволокам.

 

Морозушка-мороз,

Не тяни домой за нос.

Не студи, не балуй,

Иди окна разрисуй!

 

Улетающим на юг журавлям и гусям вслед кричат:

Тига-си, шуг-шуг,

По Руси на юг!

Тога-тога-тога,

Колесом дорога!

 

Весной приветствуют прилет грачей и журавлей:

 

Грачи-киричи,

Вы чьи?  Вы чьи?

Мы весны! Мы весны!

Мы пришли! Мы пришли!

 

Журавли летят,

На всю Русь кричат:

Гу-гу-гу, гу-гу-гу,

Мы несем весну!

 

Ведущий. И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю, чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге.  Выкрикиваются они обычно нараспев хором.  Каждый крестьянский ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветах.  Произносят их подчас и современные дети.  Заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, насекомым, растениям, а также обрядовые песни, которые сопровождали основные праздники земледельческого календаря, составляют детский календарный фольклор.

Чтец 1. Когда-то эти произведения имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений.  Дети вполне разделяли заботы своих родителей и их надежды на хороший урожай, а с ними и достаток. Они верили, что смогут словом, песенкой заставить дождь не поливать весь день ячмень, овес, гречу и просо.  Календарный фольклор давно ушел из детского быта.  Но прежде он существовал в виде песен, приуроченных к определенным датам и соединенных с обрядами. Таковы поздравления-благожелания хозяевам в Новый год, сопровождающиеся «посеванием» (разбрасыванием по полу) хлебных зерен.

 

Коляда. Коляда!

Выходила коляда

Из Новагорода,

Как искала коляда

Государева двора!

Нашла коляда

Государев двор.

Государев двор

Не мал, не велик,

Не мал, не велик,

На семидесят столбах,

На семидесят столбах,

На семидесят верстах;

На всяком столбе

По жемчужине горит.

Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!

На полице есть пирог –

Ты не режь, не ломай,

Ты не режь, не ломай,

Лучше весь отдавай!

Кто подаст пирога,

Тому двор бы скота!

Девяносто бы быков,

Полтораста бы коров;

Они маслом бы цедили

И сметаной бы доили.

А как на пролуб пойдут,

Пусть поигрывают;

А как с пролуби пойдут,

Пусть поигрывают.

Здравствуй же, хозяин с хозяюшкою

И со всеми твоими малютками!

 

В случае вознаграждения хозяином певцов ему пелась песня с выражением благодарности, скупому же хозяину пели песню-зложелание.

 

Не подашь пирога,

Так и нет живота;

Хоть и есть, так не в честь:

Пусть дегтем же доят

И смолой вам цедят!

 

Так же широко были распространены рождественские колядки, исполнявшиеся детьми при посещении домов односельчан.

В праздновании Масленицы дети принимали самое активное участие и в обряде сжигания соломенной куклы, и в пении песен под окнами чужих домов.

 

Масленица-блиноедка,

Масленица-жироедка,

Масленица-обируха,

Масленица-обмануха.

Обманула, провела

До поста довела,

Во ежи взяла,

Дала редьки хвост

На великий пост.

Мы его поели –

Брюха заболели.

 

Обряды и песни сопровождали приход весны (призывы жаворонков), первый выгон скота в Егорьев день, наступление лета (похороны «Костромы») и многое другое.

 

Ведущий. Календарные праздники дают возможность познакомиться с различными жанрами фольклора, представить его многозначность в жизни человека, его бытовую и поэтическую сущность. Они отражают поэтический строй русского фольклора и фольклора  родственных славянских народов. То, что, обряды, не меняясь, не уходят совсем, а живут в памяти людей, проявляются в быту,  в играх детей, оставляет надежду, что не навсегда  «наше золото пропало да и порохом запало», что духовное возрождение русского народа возможно.

 
Вход в академию