Реклама Google
Статистика сайта


Сценарии детских праздников - Фольклорные праздники

Зал оформлен под ярмарочную площадь. На центральной стене – силуэт ярмарочных каруселей, часть стены украшена павлово-посадскими платками, на лавках и столах изделия русских мастеров прикладного искусства из Гжели, Городца, Хохломы, Жостова и т. д.

Ход мероприятия

Звучит плясовая музыка в записи. Входят дети в русских костюмах, приплясывая и подыгрывая себе на народных инструментах: колотушках, трещотках, деревянных ложках, свистульках и т. д. С окончанием музыки одни дети становятся за прилавки, другие – за столы с матрешками, ложками, чайниками, чашками, разделочными досками и т. д. Остальные дети располагаются в центре зала вместе со скоморохами (в их роли учителя) Еремой и Фомой.

Скоморох Ерема. Как при сказочном царе при Горохе шли веселою гурьбой скоморохи.

Скоморох Фома. Здравствуйте, хозяева и хозяюшки. Мы пришли на ваш товар посмотреть и себя показать.

Ерема. Мы развеселые насмешники, скоморохи и потешники.

Фома (детям). Что это вы в такую рань собрались?

Ученик-мастер. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.

Матрена-потешница. Народ собирается, ярмарка открывается!

Дети-торговцы. Кому пирожки с пылу с жару, гривенник за пару!

– На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!

– Ложки золоченые, узоры крученые!

– Яблоки садовые, яблоки медовые, наливные, рассыпчатые.

Матрена. У Петровых ворот вьется, вьется хоровод, собирается народ.

Дети перестраиваются в круг и исполняют русскую народную песню «В хороводе были мы» («А мы просо сеяли»).

Ерема. У дядюшки у Якова товару хватит всякого.

Яков (ребенок в костюме торговца). Кому валенки, кому лапоточки?

Фома. А у нашего Колюшки большое горюшко – валенки с дырой, стоит один под горой!

Дети инсценируют русскую народную песню «Валенки».

Яков (подает Коле валенки большого размера). Бери, Николай, новые валенки, на вырост.

Ребенок-«продавец». Мастера-ложкари, а ну выходи, свой товар покажи!

Пока дети ставят стульчики для выступления ложкарей, Матрена рассказывает об особенностях хохломской росписи.

Ансамбль ложкарей исполняет русские народные песни «Ах вы, сени…», «Светит месяц…».

Матрена. Небо голубое, голубой рассвет, это Гжели ласковый букет! (Показывает сервиз на прилавке.) Как чудесна гжельская посуда, ее ни с какой другой не спутаешь!

Фома. Вдоль ярмарки в конец шел удалый молодец.

Соколом пролетал, соловьем просвистал.

Выходят мальчики в белых рубашках с синими кушаками и выстраиваются в полукруг.

Ерема. Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Выходят девочки в сарафанах, расписанных в стиле гжели, становятся в пары с мальчиками и исполняют танец «Сударушка».

Матрена. Ну-ка, кто пословицы и поговорки мастак рассказывать?

Дети. Не будет скуки, когда заняты руки.

– Дело мастера боится.

– Скучен день до вечера, коли делать нечего.

– Не спеши языком, спеши делом.

Дети поют и инсценируют русскую народную песню «Во кузнице». Исполняется пляска на песню «Во саду ли в огороде».

Фома. Хороша сказка складом, а песня ладом.

Матрена. Хорошо говорить врозь, а петь вместе.

Запевает русскую народную песню «Калинка» (часть детей подпевает припев, подыгрывает на инструментах и выполняет плясовые движения).

Ерема. Где это ты, красавица, такой платок взяла?

Матрена (у нее на плечах красивый платок). Да вот рукодельницы из Павлова Посада привезли свой товар на ярмарку, я и принарядилась.

Ерема. И у нас многие хотели бы такими нарядными стать!

Девочки «покупают» платки и исполняют «Танец с платками».

Фома. Возьму я в руки балалайку да потешу свою хозяйку.

Эй, Тимоха и Демьян, Николай и Иван,

Сядем братцы все рядком и частушки пропоем.

Мальчики и Фома с балалайками садятся в ряд, за ними встают девочки и исполняют частушки.

1. Эй, девчонки хохотушки, запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.

2. Ну, спасибо тебе, мама, что такую родила,

Озорную, боевую, и Катюшкой назвала.

3. Запрягу я кошку в дрожки, а котенка – в тарантас,

Повезу свою подружку, всем соседям на показ.

4. Не глядите на меня, глазоньки сломаете,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

5. А я маленькая, да удаленькая,

Все, что есть на мне, пристает ко мне.

6. Я надену бело платье, буду я красавица,

Пусть лентяи не подходят, пока не исправятся.

Окончив исполнение, все садятся на свои места. Фома остается, в руках балалайка. К нему подходит Ерема со свистулькой. Исполняется диалог на свистульках. Участники сценки имитируют просьбу (Ерема просит балалайку), отказ («Не дам»), обиду, примирение.

Ерема. Шутки-прибаутки, селезни да утки в озере купалися, в луже полоскалися.

Проводится русская народная игра «Селезень». Дети выбирают «селезня» (мальчика) и «утицу» (девочку). Стоя в кругу, взявшись за руки воротиками, ребята произносят нараспев текст попевки:

Селезень утку догонял, молодой серу догонял.

– Ходи, утка, домой, ходи, сера, домой,

Утят семеро детей, восьмой селезень,

А девята сама. Поцелуй разок меня!

Утица бегает из круга в круг, а селезень пытается ее поймать за пределами круга. Если поймал, целует ее в щечку.

Матрена. Как кадриль-то заиграет, всех танцоров завлекает.

Дети исполняют народный танец «Кадриль» под грамзапись (ансамбль «Карусель», пластинка «Посиделки»).

Движения импровизации: пружинящий шаг, сужение и расширение круга, кружение в парах, «вертушка», «переходы», «расчесочка» и т. д.

1-й мальчик. Вот так мы и живем, пряники жуем, медом запиваем, вас в гости приглашаем!

2-й мальчик (обращается к Матрене). Пожалуй в гости, кума, а пока тебе работка для ума. Отгадай:

«В небо дыра, в землю дыра, а посредине огонь да вода»?

(Самовар.)

Звучит «Сибирская полечка» в грамзаписи. Два мальчика выносят самовар и ставят на стол. Матрена прикрывает его сверху своим фартуком.

Исполняется сценка-танец «У самовара». Два мальчика сидят за столом у самовара, имитируют чаепитие (наливают чай, студят его, прихлебывают), затем приглашают жестом к самовару Матрену, она отказывается. На вторую часть мальчики приглашают Матрену поплясать. Она соглашается. Участники сценки пляшут.

1-й мальчик. Ну что, наплясалась, кума?

Матрена. Наплясалась! Мы поплясали, теперь пусть другие попляшут!

2-й мальчик. Эх, сыпь веселей, лаптей не жалей!

Все дети свободно пляшут под народную плясовую мелодию.

Ерема. У нас ярмарка на весь мир.

Фома. Всем вам – русский сувенир!

Звучит музыка в записи. Дети-«мастера» вручают гостям сувениры, расписанные тут же на ярмарке, и, прощаясь с гостями, уходят из зала.

 
Вход в академию