Реклама Google
Статистика сайта


Сценарии детских праздников - Фольклорные праздники

Цели: сформировать представления о содержании и структуре русского народного обряда; воспитывать интерес и уважение к нему как части музыкального фольклорного наследия.

Ход занятия

I. Введение.

1. Сообщение темы и определение целей занятия.

– Сердце любого из нас, мужая, жаждет гордости, опирающейся на великое прошлое, ибо без минувшего нет настоящего и будущего.

Я думаю, что о многих страницах истории нашего народа вы уже имеете представление. Но нас сегодня будут больше интересовать те из них, которые ожили в звуках песен и сумели донести до нас образ своего творца.

Справедливо считается, что историю народа можно изучать по его традициям, обычаям. Давайте вспомним, какие же древние русские обряды вам знакомы.

Ответы детей: обряд жатвы, уборки урожая «Осенины»; проводы зимы «Масленица»; праздник цветения растительности «Семик» и т. д.

– Сегодня мы продолжим с вами знакомство с музыкальной летописью России и обратим внимание на самый яркий, красочный обряд – свадебный обряд, и познакомимся с тем богатейшим песенным материалом, который сопровождал данный ритуал.

II. Основная часть занятия.

1. Рассказ с элементами беседы.

Итак, русская свадьба! Это самый яркий пример драматизированного обряда, где каждый участник, приглашенный имеет свою роль, определенные обязанности, где по неписаным житейским законам по дням, часам, а порою и минутам распределена каждая деталь свадебного действия. Недаром в старину применительно к свадебным обрядам использовали понятие «играть». Русскую свадьбу не проводили или гуляли, ее играли!

Действие свадьбы длилось много дней и ночей. Как вы думаете, может быть, вы об этом слышали, знаете, с чего же начиналось это долгое свадебное действие? (Ответы детей.)

2. Ознакомление с обрядовыми песнями сватовства.

Немало прекрасных поэтических песен, иллюстрирующих обряд сватовства, сложено в народе. Не могло быть и не было одинаковых по содержанию свадебных песен, как не было одинаковых деревень, похожих семей и самих невест. Надо сказать, что для девушки сватовство не всегда было желанным. Почему?

– Поэтому подавляющее большинство песен, отображающих обряд сватовства, носили тревожно-взволнованный характер и по мелодии своей больше напоминали причет (причитание).

На доске выписываются основные структурные моменты обряда Сватовство.

Сейчас вы послушаете одну из таких песен. Называется она «Матушка, что во поле пыльно». Традиционно русские песни, а особенно обрядовые песни пелись без сопровождения.

Совсем иного характера как по содержанию, так и по жанру были песни, иллюстрирующие долгожданное, желанное сватовство. К таким произведениям можно отнести песню «Ой, сад во дворе».

– Какие особенности русской народной песни мы с вами выявили? (Ответы детей.)

3. Рассказ о свадебной операции «Знакомство с домом жениха».

– Итак, после удачно обыгранного сватовства родители невесты ехали смотреть место. Знакомство с домом жениха – вторая по счету свадебная операция.

На доску вывешивается следующая таблица – осмотр места. На доске появляется новая запись: Сватовство – осмотр места.

– Родители невесты старались приехать невзначай, чтобы увидеть все, как есть, однако и женихова родня не дремала. Родители невесты обходили весь дом, заглядывали в хлев и во двор, любопытствуя, сколько у жениха скота и утвари.

– Если родственники оставались довольны осмотром, назначался день сговора. (На доске запись: Сватовство – осмотр места – сговор – рукобитье.)

– После осмотра места наступал небольшой перерыв, после чего следовала третья часть свадебного действия. В разных местностях она называлась по-разному: сговор, рукобитье, запорученье. Но суть оставалась одна: в этот день окончательно решают породниться, намечают день венчания, определяют место и количество приданого.

Отныне девушка считается запорученной и наступает время девичника.

Запись на доске. Учитель просит из личного опыта предположить, в чем видится смысл девичника.

4. Ознакомление с песенным творчеством девичника (песни-причеты, плясовые, шуточные и др.).

Ничто не дало так много для русского народного творчества, как эта часть свадебного обряда. Только во время девичников создано несколько тысяч прекрасных поэтических строк. Песни, звучавшие на девичниках, поражают своей выразительностью, простотой, трепетной задушевностью, затаенной болью. На девичниках никогда не пели веселых, скорых песен. Плясовые, шуточные песни также были исключены. Время девичника – время песен-причетов.

Прослушивание песни «Ты река ль моя, реченька».

После прослушивания учащиеся определяют, что эта песня относится к лирическим протяжным, потому что звучит долго, певуче, изобилует распевание. Затем выделяют характерные особенности русской народной музыки:

1) широта фраз;

2) протяжность, певучесть;

3) распевность;

4) наличие солиста;

5) подголосочное многоголосье;

6) вариативность;

7) переменный размер.

– Обратите внимание еще раз на эти слова. Знание особенностей русской народной протяжной песни вам обязательно пригодится, и не раз. Например, изучая музыку другого народа, вы, конечно же, будете сравнивать ее с русской музыкой. И для того, чтобы понять самобытность любой национальной культуры, нужно знать ее основу, ее особенности.

5. Рассказ об обряде свадебного ритуала «Сход жениха с невестою».

Следующий обряд свадебного ритуала – сход жениха с невестою.

– Что же происходило в доме жениха? Здесь, неукоснительно соблюдая ритуальную последовательность, формировался свадебный поезд.

Первым после известия дружки поднимали священника. Затем вставали родители, брали по образу, жених кланялся им в ноги, целовал образ и получал благословение.

Во время рассказа учитель показывает классу репродукцию «Свадебный поезд в Москве», XVII век, объясняет ее содержание.

6. Разучивание песни «А что во поле, поляне».

Песни, сопровождающие жениха, в большинстве своем звучали как песни-славы, величающие жениха, прославляющие его молодость, красоту, удаль, богатство.

Даже если это не соответствовало образу жениха, смысл этих песен был не столько в этом, сколько в пожелании здоровья, добра, благополучия. Такую песню «А что во поле, поляне» мы с вами разучим и исполним.

Разучивание песни с голоса.

7. Инсценировка «Скручивание невесты».

Следующий этап свадебного действия называется, может, и не очень поэтично, но это самый драматичный, самый кульминационный момент свадьбы.

На доске вывешивается следующая табличка – Скручивание невесты.

– Во все продолжение обряда скручивания невесты гости пели протяжные песни. Невеста плакала.

Творческая группа учащихся показывает инсценированный обряд скручивания невесты.

8. Слушание песни «Виноград в саду цветет».

Венчанием (табличка на доске) завершается долгое свадебное торжество, после чего по приезду домой начинается настоящее пиршество с пением веселых плясовых, хороводных песен, песен шуточных, прибауток, частушек. И все же центральное место и главная роль отводится свадебным величальным песням. Ими величали молодых, желая им добра и счастья. Такой величальной песней «Виноград в саду цветет», желая хорошего настроения и добра друг другу, мы и закончим наш урок.

Звучит песня «Виноград в саду цветет».

III. Заключительная часть.

На доске запись:

Сватовство – осмотр места – сговор – девичник – сход жениха с невестою – скручивание невесты – венчание.

– Обратите внимание на доску. Перед вами основные структурные элементы долгого свадебного обряда. Многие из них дошли до наших дней. Какие?

Другие заметно изменились или же вовсе забыты нами. Но знание старинных русских обрядов, традиций, понимание и возрождение их станет возрождением основной национальной идеи – служение высокому и доброму во всех его проявлениях.

 
Вход в академию